Общее·количество·просмотров·страницы

Железная дорога из Советского Союза.

  Наверное, в детстве у каждого была мечта о какой-нибудь  игрушке, по странному стечению обстоятельств так и не полученной.  Вот и у меня была подобная ситуация. Я хорошо помню, как продавалась в магазинах эта железная дорога.  Производил её Ленинградский завод металлоизделий.

                                    Подсмотрено на "Молотке"

   Стоила она 4р20коп. У меня в то время  была дорога Московского завода - заводной тепловоз, полувагон и платформа - весь подвижной состав двухосный, плюс к ним круг рельс без прямых.
  К своим 7ми годам я уже знал, что  вагоны и локомотивы в основном 4-хосные.  В этом наборе они таковыми и являются.  Тепловоз чем-то напоминает ТЭП-10. “Морда» локомотива немного смахивает на  электровоз ВЛ23 или ВЛ-8.  Вагон напоминает обычный ЦМВ.
  Вот только получить в детстве эту дорогу так и не удалось. В 1976г  мне подарили на 8-милетие «ПИКОвский» набор с двухосным паровозом (кстати, жив до сих пор  и бегает!) и пассажирскими вагонами, опять же двухосными.  Началась для меня  эпоха «электрической железной дороги «ПИКО»».  О покупке  заводного набора с тепловозом и пассажирским вагоном, да к тому же другой колеи и масштаба не могло идти и речи. Родители хоть и были не особо технически грамотны (а отец к тому времени уже покинул семью), но что такое «ширина колеи» они были в курсе.

  В школьные годы я как-то не особо вспоминал про «дорогу за 4-20”. А в последний раз видел её в универмаге  Комсомольска-на-Амуре, будучи уже «дедушкой»,  осенью  1988г. Тот тепловоз и вагон так и не стали моим «дембельским поездом».

   Как только  эта страна  перешла к рыночным оношениям, и появились газеты бесплатных объявлений, я стал давать туда объявления о покупке этой самой заводной дороги. В начале 90-х достать её было вполне реально. Но…

  Сколько я ни покупал модельных ж.дорог (и продавал тоже), мне ни разу не предложили не только подобного набора, но и даже его отдельных элементов, хотя бы в виде «лома».  И только  спустя 14 ЛЕТ!!!  я, приехав на барахолку на станцию МАРК (Москва, Лианозово), я увидел у какой-то старушки среди хлама практически идеальный оранжевый тепловоз.


  Бабулька просила 5 рублей (цены 2006г). Я не задумываясь дал 10.

  Выложив на старом своём сайте фото этого тепловоза, я никак не мог предположить, что спустя 2 года ко мне обратится один житель Ленинграда. Он просто предложил мне в подарок вагон к моему тепловозу. Я оплатил только его почтовые расходы  - 120 руб.  Вагон был без сцепки. Впрочем, это для меня не имело значения. Я заимел то, о чем мечтал в детстве.


  В этом году один из моих друзей  поехал на традиционную выставку ж.д.моделей в город на Неве.  И так получилось, что  я увидел на «АВИТО» объявление о продаже полного комплекта  такой дороги за 500 руб.  Именно в Ленинграде. 
  Так я стал обладателем второго «пассажирского поезда».
 И вот тут я начал сравнивать подвижной состав. Вагоны ничем, кроме цвета не отличались.

                                      

  Вот такая сцепка у вагона. Только с одной стороны. И вообще, сцепление кроме как с тепловозом не предусмотрено:


    А вот локомотивы имеют отличия.  Смотрите сами:


   На  оранжевом - эмблема «ДМ - Детский Мир». Тот, наш, СОВЕТСКИЙ, а не новое убожество, открытое непонятно для кого.
  На синем - совершенно другая эмблема. 


  У оранжевого тепловоза через всю моторную тележку проходит ось с резьбой, оканчивающаяся внизу, что даёт некую жесткость конструкции (выделено красным). У синего тележка закрепляется сверху болтом (под белым колпаком на крыше). 

  Оранжевый тепловоз  ровно стоит на рельсах, а у синего задран зад (черная стрелка указывает на это): 



 Также локомотивы различаются механизмами, что видно на фото. У оранжевого ведущая колесная пара металлическая, у синего - пластиковая. 
 А вот пластик корпуса тоже различается. Оранжевый - хрупкий, синий более прочный.

  Вставки на корпусе - металлические. И вот тут можно увидеть, что синий локомотив выпущен позже (качество похуже). У него хоть и 6 отверстий под «лепестки» для крепления вставки к корпусу, но сама вставка имеет 4 “лепестка». Когда я её снял для чистки, то сзади увидел некий рисунок. Видимо, вставка вырубалась из листа, предназначенного для другой игрушки. У оранжевого тепловоза подобного не наблюдается и все 6 “лепестков» в наличии.

  Может, это влияние времени (ну, пружины теряют упругость или ещё что-то), но и скорости у тепловозов разные. Оранжевый проходит  примерно 5,5 круга до остановки. Завода у синего с трудом хватает на 3 круга. Вагоны оба тепловоза тянут тяжело. 2-3 круга с одним  вагоном - максимум. 
 Впрочем, это не мешает мне играть в эту железную дорогу с младшей дочерью.

  О колее.  Рельсы имеют колею 23,8мм при  замере. Радиус 340мм, т.е даже меньше старого «пиковского первого».  Вероятно, Советские конструкторы данной игрушки думали об отсутствии у  людей  излишней площади и сделали радиус минимально возможным.

  Лирическое отступление.  Кто из нынешних производителей ж.д.моделей думает  о недостатке площади под макеты?   Особенно этим грешат наши доморощенные горе-производители, закладывая в свои 20-30-титысячные модельки минимальный проходимый радиус кривой в 500мм и более.  И как тут не вспомнить 90-е.  НО, колея 16,5мм. Набор TGV от «LIMA” (Италия). В наборе радиус 360мм. И 4-х вагонный поезд его прекрасно проходит.
 В те же годы мне попадает в руки паровоз 2-3-1 от «Joueff”, Франция. Совершенно неубиваемый локомотив проходит 250мм радиус от «ROCO”.
 Вот к чему надо стремиться.  Выводы сами делайте, кто хоть как-то думает о потенциальном  покупателе, а кому лишь «бабло» любой ценой сделать…

  Вернемся к набору. Рельсы имеют  насечку для лучшего сцепления. Ведущая колесная пара синего тепловоза тоже с насечками. У оранжевого металлическая колпара без оных.

  Насколько я помню из детства, в магазинах я видел оранжевые поезда или серые поезда с белыми рельсами, секция которых почему-то оказалась в качестве лишней в моем приобретении.

 В моем комплекте рельсы черные,  на круг нужно 12 штук. В комплекте идут 2 прямые. На мой взгляд - крайне  мало.  Про стрелки речь не идет вовсе. Скорее всего их даже не было в проекте. 


  С современными ж.дорогами колеи 24мм  тепловозы из Ленинграда не совместимы. Т.е. круг без стрелок вполне проходят, а вот стрелки - нет, цепляют. Такова особенность их конструкции.

  Насколько я понимаю, локомотив и вагон не  совсем соответствуют масштабу 1:64. Ширина тепловоз всего 2,68м в пересчете на реальный, а высота 3,39м.  

  Оранжевый тепловоз с вагоном «засветились» в первой  книге «Искусства ж.д.моделизма»  как раз в разделе, посвященном игрушкам. 

 Периодически подобные локомотивы и вагоны, а также наборы всплывают на «Авито». Цены разные, но в последнее время я не видел дешевле 1700р.

  Набор к покупке могу рекомендовать  тем, кто желает поностальгировать о Советском Детстве.  Вряд ли стоит  давать ребенку этот набор - его уровень уже не отвечает современной действительности.

  

11 комментариев:

  1. Через меня "прошли" два экземпляра этой самой дороги - оба с белыми рельсами и металлической ведущей колпарой на тепловозе (у которого боковые окна в самом деле под ТЭП10, жалюзи холодильника в какой-то степени под М62, а форма кабин (не считая лобовых окон) под моим любимым ТЭП60) - во втором (на новый 1977 год) тепловоз и вагон были синие, в первом (на новый 1974 год) тепловоз был синий, а вагон серый - а однажды видел в магазине особо пресладостнейше притягивающий к себе вариант - с тепловозом и вагоном темно-зелеными!..

    ОтветитьУдалить
  2. > На синем - совершенно другая эмблема.

    Да это же просто-напросто логотип производителя - Ленинградского завода металлоизделий!.. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Вот этого я и не знал. Кстати, прочитал в ЖД деле №69 статью П.Кашина про эту дорогу, и выяснил, что на оранжевом тепловозе логотип не "ДМ-Детский Мир", а очень на него похожий "ЛМ - Ленинградский, Металлоизделий"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А можно, пожалуйста, ее опубликовать в блоге или представить линк на уже опубликованную в Инете, если таковое уже состоялось? Преогромнейшее спасибище!

      Удалить
  4. Стрелок на подобные рельсы никогда и не выпускалось...

    Вот просто крайне интересной была дальнейшая история подобных (белых) рельсов! Во второй половине 1980-х в городе на Неве появляется "чудо"-игрушечная заводная железная дорога с этими вот самыми рельсами. Набор назывался "Веселый городок" и включал в себя на этот раз крайне примитивные двухосный паровоз (хотя и без тендера - хоть в руку можно было взять!) и пассажирский вагончик на одиночной двухосной тележке. В наборе при рельсовом овале с парой прямых звеньев представлялись развертки нескольких бумажных домиков и елочек. Так вот, если в городе в "гостинке" представленный набор вызывал просто смех на фоне хоть какого-то, но все-таки ГДР-овского "настоящего" H0- и TT-модельного материала, то просто представьте мой ужас, когда я, "занесенный" в деревушку Юкки, в котором "угрожало" на июль вместо презаветнейшего путешествия (поезд дальнего следования) снять преунылейшую дачку на виду через поле преажурных опор контактной сети линии Парголово - Парнас - Муринский Пост и бело-голубых громад новостроек ГОРОДА, в тамошнем универмаге в игрушечном отделе увидел КАК САМОЕ ПРЕШИКАРНЕЙШЕЕ, ЧТО МОЖНО БЫЛО ТАМ ВЫБРАТЬ, вот этот вот самый набор "Веселый городок"!!!.. Вот вам и "стирание различий между городом и дярёвней", нечего сказать!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот он, этот самый "Веселый городок"! https://www.avito.ru/sankt-peterburg/kollektsionirovanie/mehanicheskaya_zheleznaya_doroga_veselyy_gorodok_493897825

      Удалить
    2. У Вас, уважаемый Александр Шустов, даже, оказывается, паровозик (правда, со сломаной трубой) из этой самой дороги есть! http://ale-shustov.narod.ru/00109.jpg Вот весьма-весьма интересен такой вот факт: этот самый паровозик - просто преудивительнейше! - как две капли воды похож на таковой одной такой совсем другой - выпускавшейся в конце 1970-х - совершенно особенной игрушечной железной дороги колеи этак "под типоразмер 0" производства рижского завода STRAUME, которая называлась "музыкальная железная дорога". В белые пластмассовые звенья вставлялись разноцветные "шпалы", которые при ударе о них некой в днище паровозика (который комплектовался "резервом", безо всяких вагончиков, и работал от предефицитной круглой батарейки - на задней стенке будки имелся "бесстуковый" :-) выключатель) "вертушки" издавали звук той или иной ноты - такие цветные "шпалы" группировались по номерам от одного до тринадцати - причем шпалы номера пять имели ослепительнейше лимонный цвет, "шпалы" номера восемь были в серых цветах, "шпалами" в голубых цветах были номера десять, "шпалами" моего любимого синего цвета были номера двенадцать, "шпалы" номера тринадцать были нарочито сиреневого цвета - а вот "шпалы" номера семь - воистину мистика какая-то! - были изумрудно-зеленые - вот уж действительно все мое детство неотступно следовала какая-то неразрывная связь числа семь и зеленого цвета!.. В инструкции к той "музыкальной железной дороге" представлялось "собрать" из "шпал" на рельсовом круге следующие варианты мелодии: только первая половина припева "Пусть всегда будет солнце", песенка "Конь", "Во поле береза стояла", начало "Греет солнышко теплее", "Как у наших у ворот", начало "Идем в школу" (для ознакомления тех, кто не в курсе - http://www.sovmusic.ru/sam_download.php?fname=s14375 )... В середине 1980-х вышло своего рода "переиздание" "музыкальной железной дороги" - на этот раз под названием "Веселый поезд", в комплект добавили вагончик, и вместо песен представили в инструкции просто "абстрактные" "варианты мелодии"...

      Удалить
  5. > первая половина припева "Пусть всегда будет солнце"

    Прошу искреннего прощения: вторая половина припева, конечно же... :-) Это я впопыхах дал маху...

    ОтветитьУдалить
  6. мне посчастливилось добыть набор с синим тепловозом и 2 вагонами прошлой весной у коллеги из всновь присоединенного Крыма по имени Владимир Пирог за 1800 рублей с доставкой. в этом году планирую показать его на День Железнодорожника в тематической экспозиции "Эволюция эSки-от PIKO до Орленка"

    ОтветитьУдалить
  7. Александр Малышкин тут ошибся. "PIKO" не делало "Эску". В ГДР её делала фирма "Stadttilm", а вполне возможно, что и кто-то ещё, но не "PIKO" точно.

    ОтветитьУдалить