Общее·количество·просмотров·страницы

Краткий "Общий курс железных дорог".


  Признайтесь себе, уважаемые родители и просто посетители блога, что в большинстве случаев  ваши знания о железной  дороге  крайне незначительны. Играя с ребенком в железную дорогу, вы, зачастую, не можете ответить на его возникающие вопросы. Чтобы немного восполнить эти пробелы, я постарался написать этот

   Краткий «Общий курс железных дорог»  в применении к Игрушечным Железным Дорогам (ИЖД).

  Я  здесь не касаюсь истории железных дорог. Сейчас  все эти вопросы достаточно хорошо освещены в сети. При желании вы сможете отыскать эти сведения на той же «Википедии» или на различных других ресурсах. 

  Красным я выделяю наиболее часто встречающиеся ошибки.
 А синим - важные термины и понятия.


                                          Поехали!


                                               Поезд.

  Поезд - это состав из вагонов, который приводит в движение локомотив или моторный вагон.  
 Локомотивы - это и паровозы, и тепловозы, и электровозы.

                                             
                                           Тепловоз, электровоз, паровоз - локомотивы.

 Самая распространённая  ошибка - это когда «поездом называют  локомотив"
Локомотив - это не поезд. И вагон - не поезд. Отдельно вагоны - состав.  А вот самый короткий поезд состоит из одного локомотива и одного вагона:
                             Двухсекционный электровоз с вагоном.


             Английский музейный паровоз с пассажирским вагоном.


  Совершенно неприменимо к поезду выражение «паровозик» и ему подобные.

  Поезда бывают пассажирские(скорые, пригородные и др.) и грузовые(тоже много разных вариантов).
 Выражение “товарный поезд»  неправильное, равно как и производные от него.


                                               Паровозы.


  К паровозу прицеплен специальный вагон для топлива (уголь, нефть, дрова) и воды, называемый тендером. Паровоз и тендер - это одно неразрывное целое. Нельзя отцеплять тендер от паровоза. 


  Некоторые паровозы тендера не имеют и называются «танк-паровозами». С военным делом эти локомотивы не имеют ничего общего. По бокам котла паровоза, или на самом котле, или под ним расположены баки для воды (бак, чан - по-английски «танк», отсюда же «танкер« - корабль, перевозящий нефть и пр. жидкости), а за будкой машиниста расположен угольный ящик.  Танк-паровозы предназначены для небольших линий, для работы на промышленных предприятиях и при депо.
 Система, передающая движение от  паровой машины к колесам паровоза называется парораспределительным механизмом. Но это долго выговаривать, не все поймут. Поэтому, применительно к ИЖД, будет уместно сказать «ДЫШЛА».  Ведущее дышло - от паровой машины к колесу. Сцепные дышла соединяют колеса. Дышла  - это не “поршни», не «стержни» и не «шатуны».
  Паровоз питается углем, нефтью, дровами, мазутом, торфом. Без воды паровоз также не может обойтись.  Не подходит паровозу только бензин.
 Топливо в топке паровоза горит и нагревает воду в котле. Вода кипит, и образуется пар. Он проходит в цилиндры паровой машины и через систему дышел и других специальных приспособлений вращает колеса.
   Из трубы паровоза идёт дым, в зависимости от сорта топлива он может быть черным или белым.
 Из цилиндров паровой машины (снизу) выходит пар. 
 Помещение для локомотивной бригады на паровозе называется будкой машиниста, а не «кабиной«. 
 Уголь в топку кидает не кочегар, как на Западе или в США, а помощник машиниста. Кочегар же находится в тендере, разбивает ломом куски угля и двигает их  к лотку, с которого помощник машиниста захватывает их лопатой и кидает в топку.
 Самые совершенные паровозы оборудованы «механическим кочегаром - стокером».  Он напоминает гигантский винт  мясорубки. Уголь автоматически подаётся в топку.
 При нефтяном отоплении кочегар не нужен. 


                                        Ретро-тур 1998г в Украине. ст.Заболотье.

                                     Ретро-поездка. Паровозы на ст. Серпухов.      




                       Тепловозы, дизель-поезда, мотрисы.


 Двухсекционный тепловоз 2М62У на Большой Московской Окружной жд.

                                             Тепловоз ТЭП70

  Тепловозы - это  локомотивы с дизельным двигателем. Обычно  имеют двух или трехосные (4 или 6 колес) тележки, на которые и опирается корпус  тепловоза.  Иногда у самых реалистичных локомотивов ИЖД тележки подвижные, как и у модельных локомотивов.
  Тележки локомотивные очень часто ОШИБОЧНО называют «каретками«.
  На тележках в реальности стоят электродвигатели (у некоторых игрушечных локомотивов - тоже), если тепловоз имеет электрическую передачу (Дизель вращает электрогенератор, тот вырабатывает ток, который приводит в движение электродвигатель, а он вращает колеса). А также на тележках могут быть карданные валы и зубчатые передачи - если тепловоз имеет гидравлическую передачу. 
 Тепловозы с электрической передачей составляют большинство тепловозного парка.



Тепловоз ТГМ23 на промышленных путях.
  Тепловозы с гидропередачей менее мощные,  они  в основном используются на путях промышленных предприятий.

 Работает тепловоз на дизельном топливе.

  Даже если тепловоз в наборе ИЖД  черного цвета, совершенно ошибочно называть его «паровозиком» или «паровозом».

В кабине машинист сидит справа, а его помощник - слева. 

 На станциях, при депо, на разных путях работают маневровые тепловозы. 
  Вот как этот очень распространенный дизельный локомотив ЧМЭ3.
 И уж совсем неправильно называть его "МАНЁВРЕННЫЙ".
Так любят писать в своих опусах горе-журналюги эпохи ЕГЭ - "маневренный локомотив..."

       В  местном и пригородном движении часто используют 
                             дизель-поезда и автомотрисы.


Дизель-поезд ДР1А.
  У дизель-поезда в головном и хвостовом вагонах расположены дизельные двигатели, которые и приводят поезд в движение. У дизель-поезда нет локомотива, а есть моторные и прицепные вагоны. 
Венгерский дизель-поезд Д1, состоящий из двух головных моторных вагонов. Россия, наша эпоха.

 Некоторые  иностранные дизель-поезда  имеют в своем составе специальные локомотивы в голове и в хвосте. Эти локомотивы используются только в составе данного поезда. 


              Английский дизель-поезд со специальными локомотивами.




Автомотриса АЧ-2.
  Автомотриса - это самоходный вагон с дизельным двигателем и двумя кабинами машиниста.  Автомотрисы бывают пассажирские и служебные - для перевозки рабочих, для  инспекционных поездок ж.д.начальства.


                    Служебная автомотриса АС1А с бензиновым двигателем.


    Это "рельсовый автобус" РА2 - легкий дизель-поезд для пригородного сообщения.

                                           Дрезины.

   Дрезина бывает ручной съёмной, т.е. силами 2-3х человек эту тележку с рычагами реально снять с пути.





  Несъёмная дрезина имеет дизельный или бензиновый двигатель, кабину машиниста с местами для рабочих, кран и платформу для разных грузов, например, рельс и шпал.


                                                                 Дрезина ДГКу

                                                    Дрезина АГМ

                           Электровозы, электропоезда.

 Электровозы - это локомотивы, получающие питание от контактного провода (верхнего или бокового) или от контактного рельса.


                                                                    Электровоз 2ЭС4К

                                         Электровоз ВЛ10 на ст. Детково.


Электровоз ВЛ10 с грузовым поездом. Ст.Бекасово-1

  На крыше электровоза расположены токоприёмники, или пантографы, которые снимают ток  с контактного провода. 
  Пантограф часто ошибочно называют «дугой».
На специфическом жаргоне машинистов пантограф - это“оглобля» или «рога».  А контактная сеть - "веревки".

  Напряжение в контактной сети от 3-х(постоянный ток) до 
25-ти(переменный ток) тысяч вольт.

  Электровоз часто путают с электропоездом и называют «электричкой». Это неправильно, т.к. в электровоз нельзя посадить пассажиров, в его корпусе просто нет для них места, а всё пространство занято электрическими машинами, зачастую высоковольтными и от этого крайне опасными.
  Поезд с электровозом  и вагонами неправильно называть «электричкой» и тем более «грузовой электричкой».

  Электропоезд состоит из моторных и прицепных вагонов. У электропоезда, как и у дизель-поезда, нет локомотива.


Электропоезд ЭР2Р
  У некоторых электропоездов головной вагон с кабиной машиниста не является моторным - моторный следующий, с токоприёмником на крыше. 
 У других электропоездов  головной вагон является моторным и может даже сам двигаться без других вагонов. Но такой вариант не применяется.
               У электропоезда ЭР22 головной вагон  - самоходный.

Электромотриса. Самоходный вагон с токоприёмниками для служебных поездок. Иногда под служебные электромотрисы переделывают старые, отработавшие свой срок электровозы или вагоны электропоездов.
                        Электромотриса СМВ-01 на ст. Сергиев-Посад.


  У некоторых иностранных электропоездов - «ТЖВ», «Евростар», «Таллис«(Франция), «ИнтерСитиЭкспресс»(Германия), 
«АВЕ»(Испания)  - вместо головных и хвостовых пассажирских вагонов применяются специальные электровозы. Такие электровозы работают только в составе данного поезда.


    Французский поезд "TGV". В голове и хвосте специальные электровозы.

  Электропоезд можно называть «электричкой».
Но дизель-поезд никак нельзя называть «Дизельной электричкой». 

  Электро и дизель-поезда, авто и электро-мотрисы называются «моторвагонный подвижной состав». Депо для них - моторвагонное депо.




                                               Вагоны.

                       Делятся на вагоны пассажирского парка:


                                             пассажирские



                                                 багажные


                                                    почтовые


                                                рестораны 
                                и другие. 


                                     И вагоны грузового парка:


                                                   крытые


                                полувагоны (открытые сверху)

                                  платформы(не «площадки«)


    цистерны(некоторые ОШИБОЧНО называют их «канистры«


                          хопперы (для цемента, зерна и др.),


                              изотермические (рефрижераторы)

  А ещё есть вагоны специального назначения (транспортёры  и прочие).

                                           Вагоны бывают:




                                       двухосные - 4 колеса,



 четырехосные - 8 колес(две тележки (не «каретки»!) по 2 оси)

                                     и многоосные, например


шестнадцатиосный транспортер для негабаритных грузов.

  В России, США и Канаде, в Китае и некоторых других странах двухосные вагоны не эксплуатируются. А в Европе ещё много двухосных вагонов.

  Вагоны, локомотивы, различная спецтехника и прочее - всё, что движется по рельсам, называется «подвижной состав». 
  Ошибочно говорить «подвижные составы», т.е. во множественном  числе.




                                                 Сигналы.

  На железных дорогах разных стран применяются разные системы сигнализации. Здесь я рассматриваю сигнализацию железных дорог России.

    Сигналы бывают видимые (светофоры, семафоры, диски, щиты, ручные сигналы и прочее) и звуковые.

                      Основной видимый сигнал - светофор.

                                   
  Светофор ставится справа от пути, к которому он относится. 
 В отличие от автодорожных, на железной дороге желтый огонь всегда расположен наверху, а красный посередине, или внизу. На некоторых светофорах нет желтого огня. Тогда вместо него расположен зеленый огонь. 

  На желтый огонь можно ехать с готовностью остановиться, т.к. следующий светофор будет гореть красным огнем.
На железных дорогах бывают и мигающие сигналы.


  Если поезд следует на боковой путь, то на светофоре горят два желтых огня(верхний может мигать).

    На железной дороге можно ехать и на красный огонь, но лишь в том случае, если под ним мигает лунно-белый огонь (пригласительный сигнал) - ехать со скоростью не более 20км/ч, и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для движения.

 На станциях применяются карликовые маневровые светофоры с белыми и синими огнями. 
  Белый разрешает маневры, синий - запрещает. Эти сигналы относятся только к процессам формирования поездов. Для проходящих станцию поездов  маневровые сигналы значения не имеют.
  
  Кое-где и сейчас применяются семафоры - старые  сигналы.

 Семафор - это механический сигнал, представляющий собой высокую решетчатую мачту с одним-тремя крыльями наверху. Поднятое крыло под углом 135грд к мачте означает «путь свободен». Два(три) поднятых под углом 135грд крыла - «поезд следует на боковой путь».  Крыло под углом 90грд к мачте - «стой, запрещается проезжать сигнал». Ночью показания крыльев дублируют сигнальные огни на мачте семафора.

   Семафор ставится справа от пути, к которому относится.
  Крыло семафора всегда направлено в сторону от пути.  

  Самая распространенная ошибка в детских книгах и ИЖД, это перекрывающее (словно сигнал путевого заграждения) путь поезду крыло семафора.

 Ещё одно грубейшее заблуждение  многих,  что на железной дороге светофор называется семафором.  Некоторые это утверждают с пафосом, с  выражением, не терпящим возражений.  Многие ссылаются на известную в прошлом песню А.Апиной, где дословно: «Он уехал прочь на ночной электричке…. Горит зеленый семафор…». Конечно, и певица, и автор текста - крупные специалисты в  железнодорожном деле - а-ха-ха! :)
 Там, где ходят электрички(электропоезда), даже на заре электрификации железных дорог (начало тридцатых) семафоры заменялись светофорами.
  В чем разница между этими сигналами, сказано выше.

  Звуковые сигналы подаются свистками локомотивов, ручными свистками, духовыми рожками,  сиренами, гудками и петардами.
Взрыв петарды требует немедленной остановки.

 Основные звуковые сигналы:
«Три коротких» - Стой!
«Один длинный» - отправиться поезду. Также этот сигнал может являться оповещающим, что  идёт поезд, или при  встрече двух поездов на двухпутном перегоне.


                        
                                               ВАЖНО ЗНАТЬ:

«Один длинный - три коротких. Несколько раз» - ОБЩАЯ ТРЕВОГА.
«Один длинный - два коротких. Несколько раз» - Пожарная тревога.
«Ряд коротких звуков непрерывно в течении 2-3х минут, или протяжный звук сирены» - ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА.
«Один длинный - один короткий несколько раз в течении 2-3-х минут» - РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ или ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА.

 Надеюсь, что ВЫ НИКОГДА НЕ УСЛЫШИТЕ ЭТИ СИГНАЛЫ!!!


                                  Основные ручные сигналы:


 "Развернутый красный флажок»(ночью красный огонь ручного фонаря) - Стой!


«Свернутый желтый флажок»(ночью  - прозрачно-белый огонь ручного фонаря» - путь свободен.


  Дежурный по станции при проходе поезда без остановки  или при отправлении показывает «Поднятый вертикально в вытянутой руке белый ручной диск»(ночью  - поднятый ручной фонарь с зеленым огнем).
  Дежурный по станции должен встречать и провожать поезда в головном уборе с верхом красного цвета.



                                                   Станции.

   Станция - это раздельный пункт на железной дороге, где возможны операции с поездами - обгон, скрещение, формирование состава и др.

   На больших станциях располагаются депо.   Депо - комплекс зданий и сооружений для локомотивов, где они проходят экипировку, обслуживание и ремонт . 


                     Веерное паровозное депо с поворотным кругом.

  Депо бывают прямоугольной формы и веерные. У веерного депо практически всегда имеется поворотный круг - для разворота локомотивов или заезда в стойло - отсек для локомотива.


      Поворотный круг в депо "Лихоборы" Московско-Окружная ж.д.

   Ошибочно называть депо  - "гараж", как любят некоторые.
  

         Перегон - участок железной дороги между двумя станциями.
На перегоне могут располагаться  остановочные пункты с пассажирскими платформами.

   ИЖД с двумя стрелками - простейший разъезд в кривой и перегон в обе стороны. 


    Разъезд - простейшая станция, где возможны операции с поездом:  пропуск встречного(скрещение), отцепка локомотива и прицепка его в хвост поезда (обгон состава), пропуск другого поезда в попутном направлении (обгон), манёвры - отцепка вагонов.
 Все эти операции невозможны на остановочных пунктах - платформах. Здесь реальна только посадка-высадка пассажиров.


  Ошибочно называть пригородный остановочный пункт (платформу) без путевого развития станцией.


                                      Соединения путей.


  Стрелочный перевод(его часто называют "стрелкой")  - разделяет один путь на два.  Следите далее за логикой:
       А вот этот, разделяющий путь на три направления?
  Это «двойной» стрелочный перевод. 
Часто его называют «тройной стрелкой» - это неправильно.


            Перекрёстный (английский) стрелочный перевод

                                        Глухое пересечение. Бывает и под прямым углом.

   Глухое пересечение постоянно называют  “перекрёсток». Это неверно.
 В  России на главных путях глухие пересечения практически не применяются по соображениям безопасности. А вот вам пример из США. Штат Индиана:
         Пересечение в одном уровне трех магистральных двухпутных линий.
   И такое там  очень часто встречается.




            Полный  рельсовый съезд между главными путями.


    Перекрёстный рельсовый съезд. В центре глухое пересечение.


                    Рельсовый съезд между главными путями.


  Пути  бывают главными, приемо-отправочными, деповскими, заводскими, тупиковыми и прочими. 
 «Запасной путь» - нет таких на железной дороге. 



                        Работники стальных магистралей.

  На железной дороге очень много должностей и профессий. Вот самые известные:
 Машинист и помощник машиниста - водят поезда. 
 Слесарь - ремонтирует локомотивы и вагоны в депо.
 Поездной диспетчер -  дает команды дежурным-операторам на станциях.
Ошибочно считать, что «диспетчер переводит стрелки«.
 Дежурный-оператор - непосредственно переводит с пульта стрелки, открывает сигналы - готовит поезду маршрут следования.
Дежурный по станции - встречает и провожает поезда.
Составители поездов - формируют поезда на станциях.
 Путейцы - следят за состоянием путей, ремонтируют их.
 Проводник - обслуживает пассажирский вагон, разносит бельё, чай, убирает вагон, осуществляет посадку и высадку пассажиров, проверяет наличие у них билетов. Проводник подчиняется начальнику поезда или механику-бригадиру. 
В известном российском сериале поездная бригада пассажирского поезда ошибочно названа «Путейцами».
  Ревизор - контролирует работу других железнодорожников (например, ревизор движения).   Ревизор проверяет билеты у пассажиров в пригородных поездах  (его ещё называют разъездным кассиром-контролером).
  ЭсЦэБисты(СЦБ) - следят за работой  и ремонтируют устройства ж.д.сигнализации и автоматики . 
 Дежурный по переезду - отвечает за безопасное проследование поезда при пересечении с автодорогой. В некоторых случаях (где нет автоматики) опускает и поднимает шлагбаумы.
  Охраняемый переезд со шлагбаумами. Дежурный готов встретить поезд.


    ИССО - это ИСкусственные СОоружения  на железных дорогах
Их предостаточно. Вам нужно знать  основные.

 Мосты, виадуки, путепроводы на первый взгляд мало чем отличаются, но:

                    Мост - переправа через водную преграду.


Швейцария. Виадук "Ландвассер"
           Виадук - переправа через глубокий овраг или ущелье.


  Путепровод - развязка в разных уровнях, например, с автодорогой, или другой железнодорожной линией.


                                                  Тоннель.
           Входы и выходы из тоннеля называются «порталами».


                                           Подпорная стенка.


                                         Водопропускная труба.



                                    Ширина колеи.
 Расстояние между головками рельсов на прямом участке называют шириной колеи. 


 Самая распространенная в мире - это «Стефенсоновская» колея - 1435мм. Её имеют Европа, США, Китай, многие другие страны, в т.ч. некоторые Латиноамериканские государства.
В России, бывших Советских республиках, Финляндии, Монголии колея 1520мм (или 1524мм - разницы нет никакой).
В Испании и Португалии - 1667мм.
В Ирландии - 1600мм.
В Индии, Пакистане и некоторых странах - 1676мм.
В Японии - 1067мм, кроме скоростных линий «Синкансен». Там 1435мм.
В Африканских странах  очень часто встречается колея 1067мм. Но бывает и 1435мм.
В Австралии можно встретить и 1600мм, и 1435мм, и 1067мм колею.

 В каждой стране  есть  своё понятие «нормальная колея». Всё, что больше её значения, считается “широкой» колеёй, всё, что меньше - «узкой колеёй».

  Узкоколейные железные дороги(УЖД) обычно проложены в таких местностях, где построить дорогу с нормальной колеей затруднительно.   УЖД имеют намного меньшие  вес и габариты вагонов и локомотивов.


                                             УЖД в Украине

                           
Кирово-Чепецкая УЖД

  Ширина колеи УЖД обычно от 600 до 1067мм. 
В странах бывшего СССР  на УЖД применяется колея 750мм.
Эта же колея принята и на Детских Железных Дорогах.


                                            Паровоз на ДЖД в Ростове-на_Дону.



  Детская Железная Дорога(ДЖД) - это не парковый аттракцион, и не игрушка. Это учебное заведение РЖД, готовящее будущих специалистов для своих подразделений.
  Дети учатся различным ж.д.специальностям, сами под руководством инструкторов водят поезда(обычно в летний период).
Как правило длина ДЖД  редко превышает 5-6км, а зачастую и меньше.




 Очень часто однопутный участок  железной дороги с нормальной колеёй называют  «узкоколейкой». Это абсолютно  неправильно. 


                     
                              Метрополитен или метро.

 Пассажирская система линий, станций и разных сооружений. Линии метро бывают  надземными - на эстакадах. Пример - Бутовская линия Московского метро.  Наземными - Филёвская линия.


 Станция "Измайловская" на открытом участке Арбатско-Покровской линии.

 Но в основном, линии метро проложены под землей.  Подземные линии и станции бывают мелкого - до 12м, и глубокого -  20 и более метров - заложения.
 Колея в метро такая же, как и на железной дороге - 1520мм.

  У метропоездов нет локомотивов, а все вагоны моторные.

   Первый поезд Московского метро. Восстановлен до рабочего состояния.

Первые метропоезда ещё имели в составе немоторные прицепные вагоны. Потом от этого варианта отказались.



                                      Современные метропоезда.


                        Метропоезда разных эпох в депо "Измайлово".

  Электричество (825вольт постоянного тока)  метропоезда получают от контактного рельса, (установленного сбоку от пути на специальных кронштейнах и прикрытого защитным кожухом), через «лапу-токоприёмник«, установленную на вагонной тележке. Обратным проводом служат рельсы. 

                                                 ВАЖНО:
  На станциях между путями есть специальный лоток.  Его глубина позволяет укрыться  упавшему на путь человеку, и не пострадать под проходящим поездом.

  Линии метро строят практически всегда двухпутными. В конце каждой линии  поезда метро оборачиваются или по съезду между путями, или в оборотных тупиках. 

  Все линии метро соединяются между собой ССВ - служебными соединительными ветвями.

  Иногда  в тоннеле можно увидеть ответвление без рельсов  и освещения.
                            


 Это так называемый «задел» на будущее - соединительная ветвь или новая линия. Тоннель «задела» обычно короткий - несколько десятков метров.  Может так случиться, что «задел» не будет использован никогда - планы строительства часто меняются.
  Также пустой тоннель может быть бывшим рельсовым съездом между путями, разобранным при продлении линии:
   Здесь был съезд, по которому оборачивались поезда за ст. Первомайская.

 Некоторые станции строят двухзальными, к ним подходят две линии. В каждом зале поезда разных линий двигаются по своим путям в одном направлении.  Такая пересадочная станция называется «кросс-платформенная». Это очень удобно для пассажиров.
 Бывают и трехпутные станции, как например "Партизанская":

   Двухпутный тоннель Сокольнической линии ночью:


 На метрополитене не принято организовывать маршрутное движение с ответвлениями от основной линии. Исключение в Москве - Филевская линия, на которой после станции Киевская поезда идут в двух направлениях - на Кунцевскую и на Международную.
Также на Замоскворецкой линии поезда, следующие в депо “Замоскворецкое», переходят с пассажирами на Каховскую линию, равно как и в обратном направлении.
 Маршрутное движение в метро  есть в Нижнем Новгороде, Ереване и в Баку.

   

                      Трамвай - городской рельсовый транспорт. 



 Зачастую, колея трамвайных линий такая же, как на железной дороге, но бывают и узкоколейные трамвайные линии.
                             Узкоколейный трамвай в Евпатории.

  На линиях работают  в основном одиночные вагоны, но нередки и трамвайные поезда из двух, а то и из трех вагонов. 
    Такие трамвайные поезда называются “система». 

                                      

  Напряжение в контактной сети трамвая  - 600 вольт постоянного тока.  На крыше трамвая  - токосъёмник или пантограф. 
  А на старых трамваях  - дуга из толстой проволоки, называемая «бугель».

   Малый радиус кривых позволяет на конечных  пунктах  строить разворотные кольца, чего вы не увидите на железной дороге или в метро.
Кольцо "Балаклавский проспект". Москва.

  Скоростной трамвай - полностью обособленная линия, на которую невозможно попадание безрельсового транспорта. Расстояния между остановками 2-3км.

                             Метротрам  или подземный трамвай.



 Очень похоже на метро, только с трамвайными поездами «системами«(см.выше), обычно двухвагонными. В дальнейшем реальна реконструкция в полноценное метро, т.к. тоннели построены по габаритам метрополитена. Яркий пример метротрама  - в городе Волгограде.
  Управляет трамваем водитель. Раньше в ходу было выражение «вагоновожатый». Сейчас оно уже не применяется. Водитель переводит стрелки дистанционно из кабины, сам определяя, куда нужно ехать по маршруту. Если стрелка не срабатывает, водитель выходит из вагона и переводит стрелку вручную ломиком.


                                   Что это за вагон такой?

   В комплектах ИЖД часто можно встретить вот такой вроде бы пассажирский  вагон с крышевой надстройкой. 


  Как только его не называют - и вагон-ресторан, и вагон-купе(что за бредовое выражение?), и «камбуз»(корабельная кухня?)
  На самом деле это американский (канадский, мексиканский) служебный вагон-«кабуз»(Caboose). Как видите, никаких «каМбузов», кухонь или  ресторанов. 
«Кабуз» цепляется в хвосте поезда. В надстройке на крыше сидит кондуктор  и наблюдает за хвостовой частью поезда. А за головную часть отвечает кондуктор, сидящий в кабине машиниста. В Америке машинист работает без помощника, а кондуктор имеет права на управление локомотивом. Эти кондуктора продажей билетов не занимаются.
  Сейчас  «кабузы» применяются редко. А вот в моделях и игрушках эти симпатичные вагоны встречаются часто.   


                                     Почему РЖД называют "ПИД"?

      А как иначе по-английски прочитать этот  логотип:
                                         
 Иностранцы читают как "ПИД".  Мы тоже привыкли ко всему  англоязычному. Поэтому, однозначно "ПИД". Да и если по-русски читать - то "Р/Д". Не читается и не видна в этом логотипе буква "Ж".
    
 А группа "креативных манагеров и дезигнеров" объясняет эту нелепицу так:" Это два локомотива, идущие навстречу". Где они в буквах увидели локомотивы - неясно.
 И чем не устраивал старый логотип?



     Никому не нравится этот новый символ:



    На этом "Краткий ОКЖД" завершён. Надеюсь, что эти знания помогут Вам при "игре в железную дорогу" или при выборе ИЖД.

 P.S.  Любые  исправления и дополнения приветствуются. 

5 комментариев:

  1. > Иностранцы читают как "ПИД". Мы тоже привыкли ко всему англоязычному. Поэтому, однозначно "ПИД"

    Этот "ПИД" даже весьма цивильно расшифровали - "Пути И Дороги"...

    ОтветитьУдалить
  2. > Некоторые иностранные дизель-поезда имеют в своем составе специальные локомотивы в голове и в хвосте. Эти локомотивы используются только в составе данного поезда.

    > У некоторых иностранных электропоездов - «ТЖВ», «Евростар», «Таллис«(Франция), «ИнтерСитиЭкспресс»(Германия), «АВЕ»(Испания) - вместо головных и хвостовых пассажирских вагонов применяются специальные электровозы. Такие электровозы работают только в составе данного поезда.

    Поскольку указанные "тепловозы" и "электровозы" конструктивно неразрывно связаны с остальными вагонами поезда и на применение в качестве поездных (с обычными вагонами локомотивной тяги) локомотивов не рассчитаны, их также относят к моторным вагонам и их серии обозначают как, соответственно, дизельные и электрические моторные вагоны - лучшим наименованием для такого рода тяговых единиц будет (и официально принято, в частности, в Германии) наименование "тяговая голова"...

    ОтветитьУдалить
  3. Вот вспомнил еще одну распространенную ошибку - _метельник_ частенько называют "сеткой"...

    ОтветитьУдалить
  4. Своеобразной разновидностью танк-паровозов являются специфические _трамвайные_ паровозы. У них нет будки, а есть две площадки управления по каждому из концов паровоза, между которыми располагается котел. Все это покрыто металлической обшивкой. Такие паровозы предназначались для вождения по городским рельсовым линиям типа конки в пределах города и самых ближайших пригородов составы, состоявшие из вагончиков коночного типа. По концам таких линий устраивался боковой путь для обгона прибывшего состава трамвайным паровозом перед отправлением в противоположную сторону. В Одессе со времен паровика на Малофонтанской и Черноморской трамвайных линиях остались названия остановок - номерные "станции"...

    ОтветитьУдалить
  5. Если участок на диспетчерской централизации - диспетчер переводит стрелки, причем на многих небольших станциях участка. На наиболее крупных или с ответвлениями - дежурный по станции.
    Согласно ПТЭ, локомотив, отправленный на перегон - это поезд, как и дрезина.
    Пантограф лучше называть токоприемником, т.к. у современных электровозов он выполняется по схеме "асимметричный полупантограф". Также стоит упомянуть штанговый токоприемник - у троллейбусов и редко - у трамваев.
    "Метельник", он же "скотник", "скотосбрасыватель" - правильно называется "путеочиститель".
    А по автомотрисам - очень часто встречается у "грамотеев" ошибочное "автомоторисса", "моторисса"
    "Дежурный-оператор" - нет таких. Есть дежурный по станции (ДСП)и оператор при дежурном по станции (его может и не быть). Стрелки обычно переводит дежурный, а оператор занимается документами, данными по вагонам, грузам и поездам в компьютере и т.п.
    "Система" - профессиональное выражение водителей трамвая о двух или более вагонах, работающих по системе многих единиц. Для всех других, вероятно, правильнее "трамвайный поезд".

    ОтветитьУдалить