Эту статью желательно читать после ознакомления с ОКЖД. - кратким "Общим Курсом Железных Дорог".
Поясню сразу - речь идет не о моделях ж.д, стоимостью много тысяч рублей за стартовый набор. В этой статье я рассматриваю некоторые особенности приобретения игрушечной ж.д. для ребенка, такой железной дороги, которая в бОльшей степени соответствует прототипам, такой дороги, играя с которой ваш ребенок получит необходимые ж.д.знания, практически полностью отсутствующие у современных детей, да и, зачастую, у их родителей тоже.
Я не затрагиваю сверхпримитивные игрушечные железные дороги, типа «зверюшек на колесиках на рельсах», «мафынок», прицепленных к улыбающемуся паровозику, «высокоэкологичное» деревянное убожество из ИКЕИ и прочий «сисочно-плюшевый базитизьм"(А.Лаэртский).
Также я не хочу касаться “Чаггингтона», «Тишки« и прочих уродцев, лишь по нелепой случайности «вставших на рельсы« и почему-то довольно популярных в детском мире.
Про железные дороги серий «Томас и его друзья» я как-нибудь расскажу отдельно, т.к. эта тема достойна своей страницы и большого обзора.
Вообще, игрушечных ж.д. (далее - ИЖД) сейчас предостаточно. Но как не ошибиться с выбором? Как сделать так, чтобы ребенку не надоел ваш подарок через полчаса?
Среди ИЖД есть максимально приближенные к оригиналу, зачастую «содранные» с лучших западных модельных образцов, как, к примеру, этот набор от «EZTEC”.
 А есть такие, что напоминают железную дорогу отдаленно. Причем вот эти малопохожие на настоящие вагоны и паровозы нередко, чтобы компенсировать ущербность и примитивизм, комплектуются вполне приличным пультом радио или ИК-управления, когда “почти модели» этого могут и не иметь.
Замечу, что у подобного пульта есть даже две скорости.
 Так что же выбрать?
Давайте немного разберемся в ассортименте ИЖД. На данном этапе вам нужно усвоить некоторые стандарты ширины колеи и масштабы. Они обязательны для модельных ж.дорог, но и самые лучшие ИЖД обычно придерживаются этих норм.
масштаб колея
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
1:160 9мм
1:120 12мм
1:87 16,5мм
1:64 22,5мм
1:45 32мм
1:32-29 45мм
1:22,5 - 25 45мм (узкоколейные ж.дороги с
шириной колеи прототипа 914- 1067мм)
И вот тут-то и начинается путаница. Современные “манагеры» по заказам игрушек в Китае либо настолько тупы, что вообще не могут понять эту таблицу, либо сознательно “вредят народу», закупая ИЖД совершенно несовместимые ни между собой, ни с другими.
А китайские «товарищи» тоже хорошИ - производят такое, что не укладывается в общепринятые нормы, и самое главное - предлагают на продажу. Иначе, как объяснить появление вот такой ИЖД с колеей 20мм при масштабе 1:87? Новый стандарт? Но тогда почему к этой рельсовой системе нет даже самых примитивных стрелочных переводов?
«Лиричное» отступление, оффтоп, так сказать.
Немного сравним одинаковые по масштабу (НО, 1:87) локомотивы американских прототипов:
Это тепловоз от «Голубой стрелы». У него одна ведущая колесная пара, имитация передней тележки, а задняя и вовсе от грузового вагона. Колея 20мм, что ни в какие нормы не укладывается.
Вообще, наборы без стрелок надо рассматривать исключительно как ДОПОЛНЕНИЯ к уже имеющейся у вас ИЖД. «Паровозик бегает по кругу» - это слишком примитивно на сегодняшний день для современного ребёнка, имеющего радиоуправляемые игрушки, зачастую планшетосмартофонопальцетык, и будучи на «ты» с компьютером (сужу по своей младшей дочери).
Итак, мы в секции игрушек крупного торгового центра. Желательно, что бы здесь присутствовал «манагер» по продажам, у которого НЕОБХОДИМО попросить открыть выбранный вами набор и убедиться, что в коробке имеются стрелки. Если же «впаривателя товаров народного потребления» рядом нет и не предвидится, можно рассмотреть обратную сторону коробки, где практически всегда напечатаны возможные схемы сборки.
Желательно иметь с собой маленькую линейку, что бы померять ширину колеи между внутренними гранями рельсового пути прямого участка и убедиться, что она соответствует нормам из таблицы. Особое внимание к колее 22,5 и 32мм. Сейчас первая трансформируется в 24мм, а вторая - в 30мм. В принципе - не страшно, но в дальнейшем, если вы захотите расширить и дополнить вашу дорогу, надо будет внимательно смотреть, чтобы вновь покупаемые в комплектах вагоны и локомотивы проходили без проблем по вашим рельсам.
Наличие дистанционного управления(ДУ). Одна из важнейших составляющих вашей ИЖД. Никакие путевые устройства типа «стоп», «стоп-вперед» или «стоп-назад», установленные в одном или в нескольких ОПРЕДЕЛЕННЫХ местах не заменят возможности пульта ДУ останавливать поезд в любом месте, изменять направление движения, а в некоторых наборах ещё изменять скорость и управлять стрелками (и такие есть)
Среди ДУ возможны варианты:
1. - ИК управление (инфракрасное). Вариант только для домашних условий. На улице работать не будет - проверено личным опытом. Так что для дачи или садового участка не подойдет.
2. - Радиоуправление - самый идеальный вариант. Но тут можно столкнуться со следующим явлением. Ваш локомотив (если он включен) будет неожиданно выполнять положенные ему функции при игре ребенка, например, с радиоуправляемой машинкой. Почему? Всё дело в рабочей частоте игрушек. Сейчас она обычно 27мГц. Реже встречаются частоты в 35, 40 и 49 мГц. Поэтому, покупая ИЖД с радиоуправлением, желательно предварительно все же узнать рабочую частоту. Она обычно написана на коробке и уж тем более - на самом радиопульте.
Хуже, когда этой надписи нигде нет. Тогда остаётся или отказаться от покупки, или быть готовым к тем проблемам, о которых я писал выше. Решать все равно вам.
Рассмотрите пульт ДУ. Самые простейшие имеют 3 команды - «Вперед», «Стоп», «Назад». Если есть ещё какие-то функции, как дополнительная скорость, включение звука и прочее - это просто отлично!
А вот в последнее время в продаже стали появляться наборы ИЖД с пультами радиоуправления, которые могут даже регулировать скорость плавно. НО! Часто подобные пульты не имеют функции «ОБРАТНОГО ХОДА». Это огромный минус всей ИЖД. Так что внимательно смотрите на обозначения кнопок и рычажков пульта. Также подобные сведения могут быть на упаковочной коробке.
Смотрим на локомотив в наборе. Если это паровоз, то у него не должно быть неестественно ярко-золото-серебряных деталей непропорциональной формы, фигурно-решетчатых окон, автомобильных «кенгурятников» на передней площадке. Окраска желательно черная, тёмно-серая, коричневая, зелёная, одним словом, однотонная, близкая к реальности. Никаких камуфляжных и кислотно-вырвиглазных расцветок.
Еще немаловажный факт - локомотив должен быть СОРАЗМЕРЕН вагонам. В последнее время становится нехорошим явлением комплектация наборов разномасштабным подвижным составом. Зачастую локомотив намного выше а то и шире вагонов, что, конечно же, недопустимо.
Вот пример. Часто такая дорога имеет радиоуправление с двумя скоростями. Но стрелок нет, как нет ни малейшего соответствия прототипам
Здесь в полной мере то, о чем я упоминал выше - и детали, и окна, и «кенгурятники», и габариты, и прочее.
Колеса вагонов и локомотивов должны опираться на рельсы и двигаться по ним, а не внутри колеи, и тем более не снаружи.
Иногда производители ИЖД в целях упрощения делают имитацию вагонных да иногда и локомотивных тележек, за которыми скрываются по одной колесной паре на каждую тележку. Смотрится это, скажу честно, неоднозначно. Например, вполне терпимо у ИЖД серии «POWER TRAINS”, где имитирована реальная вагонная тележка.
И абсолютно нелепо у вагонов больших масштабов:
Вагон колеи 32мм, масштаба 1:45.
Колеса вагонов должны быть скрыты или боковинами тележек, или, если вагон двухосный, буксовыми узлами. Если этого нет, а вагон выглядит как автомобиль/сарай на колесах/автобус, то подобные наборы никак не отвечают требованиям к нормальной ИЖД.
Не ведитесь на надписи вроде «Реалистичные копии поездов«, «Русская серия» и им подобные. Запомните, копии - это модели, стоимостью много тысяч рублей. Русские модели стоят ещё дороже, т.к. являются мелкосерийными, зачастую произведенными в домашних условиях. Модели не являются предметом рассмотрения в этой статье.
Подвижной состав ИЖД часто имеет прототипами американские вагоны и локомотивы, пусть даже с русскими надписями.
Кроме логотипа "Р/D" в этом наборе нет ничего русского.
Иногда встречаются и европейские или японские образцы - последнее относится обычно к скоростным поездам.
Так что все эти надписи, в том числе и РЖД (P/D) - не более, чем рекламный трюк, рассчитанный на ж.д.неграмотных покупателей. Нет ничего нелепее корпоративной красно-серой отстойной окраски и надписи «ПИД» на американском локомотиве годов эдак пятидесятых…
А еще обратите внимание на несоответствие изображения реального поезда и уложенного в коробку. Особенно это касается наборов с паровозами.
Конкретный пример. На коробке российский поезд 21-го века, внутри - американский середины 20-го.
Ещё в наборах ИЖД могут быть всеразличные околожелезнодорожные атрибуты, типа телеграфных столбов, недействующей переездной сигнализации, ручных шлагбаумов, деревьев и почему-то одной-двух опор контактной сети для электровозов и электропоездов. Последние явно лишние, особенно, если в наборе паровоз или тепловоз. Да и количество опор явно должно быть намного больше, если есть желание создать хоть какую-то имитацию электрифицированного участка железной дороги. Очень часто можно встретить комплект автодорожных знаков - совсем непонятно для чего они нужны. Видимо, "манагерьё", заказывающее игрушки в Китае, считает, что на железной дороге действуют те же правила, что и для "консервных банок или пластмассовых мыльниц на 4-х колесах, в кредит купленных". Они глубоко заблуждаются...
Игрушечные локомотивы часто оборудованы устройствами дымопуска. Вроде бы эффектный трюк, но, поверьте моему опыту, после нескольких минут игры с такой железной дорогой минимум что придется сделать - это открыть все окна настежь. Дымы эти неимоверно вонючи и вряд ли полезны для здоровья. Об их воздействии на организм человека данных у меня нет, но однажды читал в сети отзыв об одной игрушечной ж.д., так вот там прямо было сказано об отравлении подобным дымом и попадании ребенка в больницу. Не знаю, насколько это правда, но подобная информация заставляет задуматься.
Так чтО, учитывая, что практически во всех наборах паровозы оборудованы этим самым дымопуском, вовсе не покупать ИЖД? Выбор за вами, но я бы советовал не бояться залезть внутрь подобного локомотива и отключить и дымопуск, и звуковую плату (или просто динамик) заодно.
И переходим к ещё одной проблеме - это надоедливые звуки. Практически во всех ИЖД они едины - это «чуханье-пуханье», звон колокола и «перестук колес». На самых совершенных игрушечных локомотивах эти звуки можно отключать - или с пульта ДУ, или на самом локомотиве имеется соответствующий рычажок или кнопка. Но в большинстве своём, звуки неоключаемы, а их назойливость и однообразность вкупе с ужасающим качеством воспроизведения через динамик-»перделку» достаёт любого родителя уже через пять минут. Более того, сейчас эти паровозные звуки вставляют и в тепловозы и даже в скоростные электропоезда. Безграмотные «манагеры» абсолютно не понимают, что тот же «Сапсан» не издаёт подобных звуков. Но для них любая ж.д.техника - «паровозик», а значит должен «чухать-пухать».
Так что не бойтесь залезть внутрь локомотива и отключить всё вышеупомянутое. Сбережете и нервы, и, возможно, здоровье.
Если ваш ребенок заинтересовался железнодорожным транспортом, то можно подумать и о расширении вашей ИЖД. Как вариант можно купить такой же набор и увеличить количество вагонов и локомотивов вкупе с путевым хозяйством. Можно купить набор с другим подвижным составом, но с той же колеёй. Для этого вам понадобится взять с собой всего лишь одно рельсовое звено, чтобы в магазине убедиться, что выбранный вами набор ИЖД стыкуется с уже имеющимся.
Иногда в продаже имеются «дополнения к железной дороге» в виде наборов путевого материала, или различных устройств, типа погрузочно-разгрузочных комплексов, переездов и пр. На упаковках дополнений обычно ставится тот же логотип или название, что и на вашей ИЖД. Поэтому смело можно покупать - все состыкуется и будет работать.
А то, что продаётся в магазинах, вы можете увидеть на страницах «Клуба любителей железнодорожных игрушек». И не только увидеть, но и ознакомиться с обзорами этих ИЖД. Конечно, здесь я представил далеко не всё. Но всего приобрести невозможно и вряд ли нужно…
И всё же, перед походом в магазин, не поленитесь еще раз заглянуть в Общий Курс Железных Дорог.
Удачных вам покупок и веселых «покатушек»!
Эта статья - чисто ИМХО!
После изучения вашего сайта захотелось спроектировать собственную жд, к сожалению это почти из области фантастики!
ОтветитьУдалитьАлександр, а почему на вашем блоге нет ни малейшего упоминания о двух вариантах "Огонька" ("В добрый путь!") - в т.ч. с тепловозом вместо паровоза, и об их прародителе от немецкой фирмы Faller? Faller до сих пор весьма просто достать на интернет-аукционах, и он, в отличие от советской адаптации (скорее всего, не лез в тележку редуктор и двигатель), представляет собой честный "нолик" в 32 миллиметра? Очень качественное рельсовое полотно (как и раннее "огоньковское"), настоящие остряковые стрелки (даже подпружинены), легко переделывается под р/у (даже выпускалась электрическая версия с очень редкими металлическими рельсами) - ну сказка, а не железная дорога для ребенка.
ОтветитьУдалитьАх да - и она совместима с локомотивами из LEGO. Учитывая, что фаллеровские рельсы дешевле и имеют более плавные радиусы кривых, это еще одно - и очень сильное, на мой взгляд - их преимущество.
Почему я не упоминаю дорогу от "Огонька"? Просто на данный момент у меня нет на руках ни единого элемента от этой ж.дороги. соответственно, не могу сделать и обзор, т.к. обзоры делаю на то, что на данный момент держу в руках. Если что-то появится, обязательно сделаю.
ОтветитьУдалитьВнесу поправку в собственный же пост, Александр.
ОтветитьУдалить1. Faller электрической версии (Play Train и E-Train) и батареечной (Hit Train) не совместимы по масштабу, но полностью совместимы по колее, высоте и системе сцепок. Отдельные вагоны от Hit Train можно использовать и с Play Train, смотрятся нормально. Категорически не смотрятся рядом пассажирские вагоны разных наборов - первые примерно 1:43, вторые классическая узкоколейная G-шка 1:22.5, но на колее 32 мм. Паровозы из наборов Mini Train неплохо изображают промышленные узкоколейные двухосники в масштабе 1:22.5.
Подводя итог: Фаллер серии Play Train (или E-Train, если брать с рельсовым питанием) - неплохое решение "садово-домашней" железной дороги на колее 32 мм. Места занимает ощутимо меньше классического LGB, при более либеральных ценах неплохой вариант детской игрушки с перспективой развития в модель.
2. Фаллер и Огонек не совместимы. Полностью. Вагоны от Огонька можно использовать как дешевую альтернативу LGB, но выгоднее брать китайские или перепиливать тот же Фаллер. Их больше разнообразных и ходовая часть качественнее.
3. Фаллер не совместим с Lego. Колея железных дорог датского конструктора выровнена "по целому числу шипов" и составляет 37.5 мм - ни вашим, ни нашим. А жаль.