Общее·количество·просмотров·страницы

Как выбирать игрушечную железную дорогу

          

   Эту статью желательно читать после ознакомления с  ОКЖД. - кратким "Общим Курсом Железных Дорог".

  Поясню сразу - речь идет не о моделях ж.д, стоимостью  много тысяч рублей за стартовый набор. В этой статье я рассматриваю  некоторые особенности  приобретения   игрушечной ж.д. для ребенка, такой железной дороги, которая  в бОльшей степени соответствует прототипам,  такой дороги, играя с которой ваш ребенок получит необходимые ж.д.знания, практически полностью отсутствующие у современных детей, да и, зачастую,  у их родителей тоже.

  Я  не затрагиваю  сверхпримитивные  игрушечные железные дороги, типа «зверюшек на  колесиках на  рельсах», «мафынок», прицепленных к улыбающемуся паровозику,   «высокоэкологичное»  деревянное убожество из ИКЕИ   и прочий «сисочно-плюшевый базитизьм"(А.Лаэртский).
 Также я не хочу касаться “Чаггингтона»,  «Тишки« и прочих уродцев,  лишь по нелепой случайности «вставших на рельсы« и почему-то довольно популярных в детском мире.

 Про железные дороги серий  «Томас и его друзья» я как-нибудь расскажу отдельно, т.к. эта тема достойна своей страницы и большого обзора.

   Вообще, игрушечных ж.д. (далее - ИЖД) сейчас предостаточно. Но как не ошибиться с выбором? Как сделать так, чтобы ребенку  не надоел ваш подарок через полчаса?

  Среди ИЖД есть максимально приближенные к оригиналу, зачастую «содранные» с лучших западных модельных образцов, как, к примеру, этот набор  от «EZTEC”.






  А есть такие, что напоминают железную дорогу  отдаленно. Причем вот эти  малопохожие на настоящие вагоны и паровозы нередко, чтобы компенсировать ущербность и примитивизм, комплектуются вполне приличным пультом радио или ИК-управления, когда “почти модели» этого могут и не иметь.
Замечу, что у  подобного  пульта есть даже две скорости.

  Вот типичный пример. Паровоз, совершенно не отвечающий никаким прототипам, равно как и габаритам(насколько он выше своих вагонов!), за ним - ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН без токоприемника и какой-то сарай на колесах - воистину «универсальный поезд».


                                 Так что же выбрать?

  Давайте немного разберемся в ассортименте ИЖД.  На данном этапе вам нужно усвоить некоторые стандарты ширины колеи и масштабы. Они обязательны для модельных ж.дорог, но и самые лучшие ИЖД  обычно придерживаются этих норм.

                    масштаб                     колея
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
                     1:160                             9мм
                     1:120                             12мм
                     1:87                               16,5мм
                     1:64                               22,5мм
                     1:45                               32мм
                     1:32-29                          45мм
                     1:22,5 - 25                     45мм   (узкоколейные ж.дороги с
                                                  шириной колеи прототипа 914- 1067мм)                                                                

  И вот тут-то и начинается путаница. Современные “манагеры» по заказам игрушек в Китае  либо настолько тупы, что вообще не могут понять эту таблицу, либо сознательно  “вредят народу», закупая ИЖД совершенно несовместимые ни между собой, ни с другими.
  А китайские «товарищи»  тоже хорошИ - производят такое, что не укладывается в общепринятые нормы,  и самое главное - предлагают на продажу. Иначе, как объяснить появление   вот такой ИЖД с колеей 20мм при  масштабе 1:87?  Новый стандарт? Но тогда почему к этой рельсовой системе нет даже самых примитивных стрелочных переводов?





                    «Лиричное» отступление, оффтоп, так сказать.

   Немного сравним  одинаковые по масштабу (НО, 1:87) локомотивы американских прототипов:



                 
   Это тепловоз от «Голубой стрелы». У него одна ведущая колесная пара, имитация передней тележки, а задняя и вовсе от  грузового вагона. Колея 20мм, что ни в  какие нормы не укладывается.



  А это тепловоз от «Смарт Тойз», тоже Китай.  Моторная подвижная  первая тележка имеет обе движущие оси. Локомотив проходит по модельным рельсам колеи 16,5 мм. К сожалению, наборы от этой фирмы, очень неплохие по соотношению «качество-цена-комплектация», в которых были и стрелки, и пересечения 90грд, и фигурки, и мосты, и прочее, причем всё в масштабе 1:87,  исчезли в середине «нулевых» годов.

   Вообще, наборы без стрелок надо рассматривать исключительно как ДОПОЛНЕНИЯ к уже имеющейся у вас  ИЖД.  «Паровозик бегает по  кругу» - это слишком примитивно на сегодняшний день  для современного ребёнка, имеющего радиоуправляемые игрушки, зачастую планшетосмартофонопальцетык, и будучи на «ты» с компьютером (сужу по своей младшей дочери).

   Итак, мы в секции игрушек крупного торгового центра. Желательно, что бы здесь присутствовал «манагер» по продажам, у которого  НЕОБХОДИМО   попросить открыть  выбранный вами набор и убедиться, что в коробке имеются стрелки.  Если же «впаривателя товаров народного потребления» рядом нет и не предвидится, можно рассмотреть обратную сторону  коробки, где практически всегда напечатаны возможные схемы сборки.
  Желательно иметь с собой маленькую линейку, что бы померять ширину колеи между внутренними гранями рельсового пути прямого участка и убедиться, что она соответствует нормам из таблицы. Особое внимание к колее 22,5 и 32мм.  Сейчас первая трансформируется в 24мм, а вторая - в 30мм.  В принципе - не страшно, но в дальнейшем, если вы захотите расширить и дополнить вашу дорогу, надо будет внимательно смотреть, чтобы вновь покупаемые в комплектах вагоны и локомотивы проходили без проблем по вашим рельсам.

   Наличие дистанционного управления(ДУ).  Одна из важнейших составляющих вашей ИЖД.  Никакие путевые устройства типа «стоп», «стоп-вперед» или «стоп-назад», установленные в одном или в нескольких ОПРЕДЕЛЕННЫХ местах не заменят возможности пульта ДУ останавливать поезд в любом месте, изменять направление движения, а в некоторых наборах ещё изменять скорость и управлять стрелками (и такие есть)

 Среди  ДУ возможны варианты:
1. - ИК управление (инфракрасное).  Вариант только для домашних условий. На улице работать не будет - проверено личным опытом. Так что для дачи или садового участка не подойдет.
2. - Радиоуправление - самый идеальный вариант. Но тут можно столкнуться со следующим явлением. Ваш локомотив (если он включен) будет неожиданно  выполнять положенные ему функции при игре ребенка, например, с радиоуправляемой машинкой.  Почему? Всё дело в рабочей частоте игрушек. Сейчас она обычно 27мГц. Реже встречаются частоты в 35, 40 и 49 мГц.  Поэтому, покупая ИЖД с радиоуправлением, желательно предварительно все же узнать рабочую частоту. Она обычно написана на коробке и уж тем более - на самом радиопульте.
  Хуже, когда этой надписи нигде нет. Тогда остаётся или отказаться от покупки, или быть готовым к  тем проблемам, о которых я писал выше. Решать все равно вам.

 Рассмотрите пульт ДУ. Самые простейшие имеют 3 команды - «Вперед», «Стоп», «Назад».  Если есть ещё какие-то функции, как дополнительная скорость, включение звука и прочее - это просто отлично!
 А вот в последнее время в продаже стали появляться наборы ИЖД с пультами радиоуправления, которые могут даже регулировать скорость  плавно. НО! Часто подобные пульты не имеют функции «ОБРАТНОГО ХОДА». Это огромный минус всей ИЖД.  Так что внимательно смотрите на обозначения кнопок и рычажков пульта. Также подобные сведения могут быть на упаковочной коробке.

    Смотрим на локомотив в наборе. Если это паровоз, то у него не должно быть неестественно ярко-золото-серебряных  деталей непропорциональной формы, фигурно-решетчатых окон, автомобильных «кенгурятников» на передней площадке. Окраска желательно черная, тёмно-серая, коричневая, зелёная, одним словом, однотонная, близкая к реальности. Никаких   камуфляжных и кислотно-вырвиглазных расцветок.

  Еще немаловажный факт - локомотив должен быть СОРАЗМЕРЕН вагонам. В последнее время  становится нехорошим явлением комплектация наборов разномасштабным подвижным составом. Зачастую локомотив  намного выше а то и шире вагонов, что, конечно же, недопустимо.

Вот пример. Часто такая дорога имеет радиоуправление с двумя скоростями. Но стрелок нет,  как нет ни  малейшего соответствия прототипам


  Здесь в полной мере то, о чем я упоминал выше - и детали, и окна, и  «кенгурятники», и габариты, и прочее.

 Колеса вагонов и локомотивов должны опираться на рельсы и двигаться по ним, а не внутри колеи, и тем более не снаружи.

 Иногда производители ИЖД в целях упрощения  делают имитацию вагонных да иногда и локомотивных тележек, за которыми скрываются по одной колесной паре на каждую тележку.  Смотрится это, скажу честно, неоднозначно. Например, вполне терпимо у ИЖД серии «POWER TRAINS”, где имитирована реальная вагонная тележка.




 И абсолютно нелепо у вагонов больших масштабов:


                                                 Вагон колеи 32мм, масштаба 1:45.

  Колеса вагонов должны быть скрыты или боковинами тележек, или, если вагон двухосный, буксовыми узлами.  Если этого нет, а вагон выглядит как автомобиль/сарай на колесах/автобус,  то подобные наборы  никак не отвечают требованиям к нормальной ИЖД.

    Не ведитесь на надписи вроде «Реалистичные копии поездов«, «Русская серия» и им подобные.  Запомните, копии - это модели, стоимостью много тысяч рублей. Русские модели стоят ещё дороже, т.к. являются мелкосерийными, зачастую произведенными в домашних условиях.  Модели не являются предметом рассмотрения в этой статье.
  Подвижной состав ИЖД  часто имеет прототипами  американские вагоны и локомотивы, пусть даже с русскими надписями.



Кроме логотипа "Р/D" в этом наборе нет ничего русского.

 Иногда  встречаются и европейские  или японские образцы - последнее относится обычно к скоростным поездам.
 Так что все эти надписи, в том числе и РЖД (P/D) - не более, чем рекламный трюк, рассчитанный на ж.д.неграмотных покупателей. Нет ничего нелепее корпоративной красно-серой отстойной окраски и надписи «ПИД» на американском локомотиве годов эдак пятидесятых…
 А еще обратите внимание на несоответствие изображения реального поезда и уложенного в коробку. Особенно это касается наборов с паровозами.

 Конкретный пример. На коробке российский поезд 21-го века, внутри - американский середины 20-го.

 Ещё в наборах ИЖД могут быть всеразличные околожелезнодорожные атрибуты, типа телеграфных столбов, недействующей переездной сигнализации, ручных шлагбаумов, деревьев и почему-то  одной-двух опор контактной сети для электровозов и электропоездов. Последние явно лишние, особенно, если в наборе паровоз или тепловоз. Да и количество опор явно должно быть  намного  больше, если есть желание создать хоть какую-то имитацию электрифицированного участка железной дороги. Очень часто можно встретить комплект автодорожных знаков -  совсем непонятно для чего они нужны. Видимо, "манагерьё", заказывающее игрушки в Китае, считает, что на железной дороге действуют те же правила, что и для "консервных банок или пластмассовых мыльниц на 4-х колесах, в кредит купленных". Они глубоко заблуждаются...
  
  Игрушечные локомотивы часто оборудованы устройствами дымопуска. Вроде бы эффектный трюк, но, поверьте моему опыту, после нескольких минут игры с такой железной дорогой минимум что придется сделать - это открыть все окна настежь. Дымы эти неимоверно вонючи и вряд ли полезны для  здоровья. Об их воздействии на  организм человека  данных у меня нет, но однажды читал в сети отзыв об одной игрушечной ж.д., так вот там прямо было сказано об отравлении  подобным дымом и попадании ребенка в больницу.  Не знаю, насколько это правда, но подобная информация заставляет задуматься.
 Так чтО, учитывая, что практически во всех  наборах  паровозы оборудованы этим самым дымопуском, вовсе не покупать ИЖД?  Выбор за вами, но я бы советовал не бояться залезть внутрь подобного локомотива и отключить и дымопуск, и звуковую плату (или просто динамик) заодно.
  И переходим к ещё одной проблеме - это надоедливые звуки.  Практически во всех ИЖД они едины - это «чуханье-пуханье», звон колокола и «перестук колес». На самых совершенных игрушечных локомотивах эти звуки можно отключать - или с пульта ДУ, или на самом локомотиве имеется соответствующий рычажок или кнопка.  Но в большинстве своём, звуки неоключаемы, а их назойливость и однообразность вкупе с ужасающим качеством воспроизведения через динамик-»перделку» достаёт любого родителя уже через пять минут.  Более того, сейчас эти  паровозные звуки  вставляют и в тепловозы и даже в скоростные электропоезда. Безграмотные «манагеры» абсолютно не понимают, что тот же «Сапсан» не издаёт подобных звуков. Но для них любая ж.д.техника - «паровозик», а значит должен «чухать-пухать».

 Так что не бойтесь залезть внутрь локомотива и отключить всё вышеупомянутое. Сбережете и нервы, и, возможно, здоровье.

   Если ваш ребенок заинтересовался железнодорожным транспортом, то можно подумать и о расширении вашей ИЖД.  Как вариант можно купить такой же набор и увеличить количество вагонов и локомотивов вкупе с путевым хозяйством. Можно купить набор с другим подвижным составом, но  с той же  колеёй. Для этого вам понадобится взять с собой всего лишь одно рельсовое звено, чтобы в магазине убедиться, что выбранный вами набор ИЖД стыкуется с уже имеющимся.
  Иногда в продаже имеются «дополнения к железной дороге» в виде наборов путевого материала, или различных устройств, типа погрузочно-разгрузочных комплексов, переездов и пр.  На упаковках дополнений обычно ставится тот же логотип или название, что и на вашей ИЖД. Поэтому смело можно покупать - все состыкуется и будет работать.

  А то, что продаётся в магазинах, вы можете увидеть на страницах «Клуба любителей железнодорожных игрушек». И не только увидеть, но и ознакомиться с обзорами этих ИЖД.  Конечно, здесь я представил далеко не всё. Но всего приобрести  невозможно и вряд ли нужно…

  И всё же, перед походом в магазин, не поленитесь еще раз заглянуть в Общий Курс Железных Дорог.

 Удачных вам покупок и  веселых  «покатушек»!

   Эта статья - чисто ИМХО!

1 комментарий:

  1. После изучения вашего сайта захотелось спроектировать собственную жд, к сожалению это почти из области фантастики!

    ОтветитьУдалить