Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 30 июля 2016 г.

Хватит тешить себя иллюзиями.


    Все, что написано в этой статье - моё мнение, основанное на личном опыте.  Кому-то не понравится. Это не мои проблемы.


Удивляюсь я порой некоторыми упоротыми так называемыми «новыми макетостроителями».  Эти экземпляры, порой весьма великовозрастные, на полном серьёзе считают, что железнодорожный моделизм в России живет и процветает, что им занимается все больше и больше россиян,  и все больше и больше детей желают приобщиться к популярному хобби. 
  Что ж, каждый имеет право на собственные заблуждения. Постараюсь  немного спустить этих человеков, витающих в облаках, с небес на землю.

 Итак, что же мы имеем в реале. А ситуация следующая, лично меня вовсе не радующая.
 Подрастающему поколению железная дорога просто не нужна.  Знания,  интерес детей и подростков к ней стремятся к нулю ускоренными темпами. Сужу это по магазинам игрушек в своем городе и в Серпухове. Даже  наборы игрушечной "Эски" -  лучшее, что сейчас есть по соотношению «качество-цена-комплектация» -   могут лежать в дальних углах магазинов месяцами.  Детские книги и энциклопедии изобилуют грубейшими ошибками в рисунках и текстах. «Братья Черепановы», «семафор, крыло которого перекрывает путь«, «светофор, названный семафором«, «паровозы и локомотивы» и  прочие жд безграмотные перлы аффтаров уже просто остоебенили. И сколько ни пиши, сколько ни говори про это - никому нет дела - типа, детям и так сойдет, хорошо, что хоть это читают.
 Читают ли? Вот в чем вопрос. У меня на это ответ однозначный - нет, не читают, ибо просто не интересуются данным видом транспорта. 
 Родителям тоже на это наплевать, ведь дитё занято, дитё не пристаёт к маме, не отрывает её от просмотра идиотского сериала по зомбоящику или «лайканья котиков» в соцсетях, дитё не отрывает  папу от какого-нибудь «Мира танков». Всё заебись, ребенок играет.  
 Но с чем играют современные дети? По моим многочисленным наблюдениям 98%  их игрушек - это «МАФЫНКА» в том или ином образе, от примитивного цветного пластика до почти коллекционной. 
 Сейчас лето, я часто хожу на пляж. И что вижу? У детей, начиная с двухлетнего возраста, в руках исключительно «мафынки». Нет других транспортных средств - ни самолетов, ни казалось бы уместных на пляже корабликов. Только «мафынки», подавляющим большинством  примитивные, настоящий автомобиль напоминающие весьма условно. Нет даже автобусов или спецтехники(кранов, экскаваторов, тракторов и др.).
 Про железную дорогу я вообще молчу. Её просто у детей нет. Ни локомотивов, ни вагонов. А если иногда и встречается, то опять же,  не  металлический "локомотив-каталка", а примитивнейший “паровозик», ничего общего с реальным прототипом не имеющий, 4-хколесный, без малейших намеков на хотя бы основные части паровоза, окромя котла, будки и трубы. И отношение к этому «паровозику» соответствующее, слюняво-сопливо-сюсюкающее:»Чух-чух, ту-ту». Дальше этого фантазия родителей  и соответственно  детей не идёт. 

 Тут недавно  жена  уговорила  принести на садовый участок  железную дорогу и показать её местным детишкам, с которыми играет моя младшая пятилетняя дочь.  Я согласился.  Взял радиоуправляемый «Могул» (2-6-0) с трехосным тендером, двухосный кабуз, стефенсоновскую «Ракету», рельсовый овал и стрелку с тупиком - всё то, что сломать малореально. Разложил на более-менее ровной поверхности путь. Жена позвала трех детей в возрасте от 8-ми до 11-ти лет, двух мальчиков и девочку-отличницу. 






 Догадываетесь, что было далее?  Про глупейшие вопросы, про полное отсутствие элементарных ж.д.знаний я писать уже устал. Но вот как дети играют? Девочка (ей 11 лет) на удивление аккуратно, не допустила ни одного схода, сразу поняла, как переводится стрелка,  и что не надо пытаться её «взрезать» локомотивом. 
 У пацанов  первая реакция: «круто»! Вторая - «давайте поезда столкнем!» «Будет авария«! И опять -  «круто»!  Мальчики не могли понять, как приготовить простейший маршрут поезду, вышедшему из тупика на главный путь - просто за ним перевести стрелку. Стефенсоновскую «Ракету» пришлось просто убирать в коробку, т.к. скорости у локомотивов разные, у Стефенсона поменьше. А пацанятам только и надо было увидеть столкновения.  
  Вызывали затруднения и попытки поставить бегунковую колесную пару на рельсы при сходе, равно как и трехосный тендер.  Создалось впечатление, что если бы у паровоза было 4 колеса, вопросов не возникало бы, а тут - «разрыв шаблона», и что-то отличающееся числом колес от пресловутой «мафынки». 
 Попытки рассказать что-то элементарное о железной дороге не увенчались успехом, хотя девчоночка слушала с интересом и задавала вопросы. Пацанам это оказалось не нужным. 
 Думаете, это только в моем городе? Ошибаетесь. У моего коллеги по хобби в Москве, у которого макет, у десятилетнего сына в классе из 30-ти человек железной дороги нет ни у кого - даже игрушечной, не говоря уже про модельную.
  Открываем «Авито». Смотрим объявления. Игрушки. «Продам железную дорогу». А почему продаем? «Нам подарили, а у нас уже такая есть».  А соединить два комплекта - никак? Фантазии не хватает?  Или это «не по инструкции»? Опять «разрыв шаблона», типа вот есть одна коробка «железная дорога» и всё, никаких дополнений и быть не может.

   От игрушек переходим к моделям.  Итак, если  даже  неплохо выполненная  «Эска»  по относительно приемлемой цене лежит месяцами, то что тогда говорить про те же стартовые модельные наборы?  В подавляющем большинстве  обыватель просто не видит разницы между игрушечным набором «Голубой Стрелы»  и  модельным от …. ( сами сюда поставьте любую фирму). Разница в управлении и уровне изготовления ему кажется  несущественной - ведь покупатель  абсолютно ж.д.неграмотный (как в отношении реальной ж.д., так и миниатюрной).  А платить много тысяч рублей за игрушку - это не укладывается в его сознании. И как «игрушечный паровозик» может стоить как сотовый «пальцетык«, а часто и дороже?  Для обывателя модель - эта та же игрушка, только почему-то с совершенно неадекватной ценой.  И что решает покупатель?  Правильно, не иметь дело со столь непонятным  ему ценообразованием.  Особенно сейчас,  при  нынешней экономической ситуации.  Да и раньше, в «сытые нулевые»,  наблюдалось нечто подобное, причем повсеместно.

 Из всего  вышесказанного реально сделать вывод: Ни детям, ни их родителям железная дорога не нужна (точнее, нужна, но единицам, которые и составляют разрозненные и раздираемые внутренними противоречиями и личной неприязнью группировки, преимущественно в сети). Отсюда отсутствие интереса к игрушкам(моделям) и даже просто  к зачастую интересной информации о железной дороге. 

 Отсюда возникает  резонный вопрос - а нужны ли все эти выставки и мероприятия? Надо ли «работать на публику»?  Ещё несколько лет назад я бы однозначно ответил бы «ДА», типа надо двигать идеи в массы, пропагандировать  жд. знания  и прочее.  Но сейчас  я понимаю, что все эти выставки, мероприятия и т.д. являются обычными «междусобойчиками», что в общем-то  тоже неплохо - как-никак общение вживую, показ модельных достижений и прочее. А вот в вопросе о посетителях…
 Ну не нужны детям и их родителям знания о ж.дороге. А все наши «покатушки» воспринимаются  ими как РАЗОВОЕ действо, про которое посетители забывают через десять минут после выхода из зала. При этом большинство из них  смотрит на участников действа, мягко говоря, как на «странных взрослых, забавляющихся с игрушечными паровозиками, ценой порой как автомобиль или «большая плазма».

   Пора эту ситуацию  уже принять как объективную реальность, которую изменить невозможно. 

  Чтобы окончательно убедиться и решить для себя вопрос  с мероприятиями, длящимися более ОДНОГО дня, я подумываю о большой выставке в своём городе на зимних каникулах, где планирую показать несколько макетов от «Z” и «N”  до «G”.  Я не проводил в Пущино подобных мероприятий уже пять лет, подросло новое поколение детей. Вот эта выставка  и покажет,  нужно-ли «работать на публику»? А может просто стоит заниматься для себя любимым хобби без оглядки на  «коллективное мнение окружающих - гы-гы-гы-паровозики», на которое я давно клал «с пробором», как кладу на  некоторых  “членов клубов»  и  прочих  разнофорумных  пустобрёхов. 

 P.S. Статья написана на прошлой неделе.  Сегодня, 30.08., я встретил руководство выставочного зала, где обычно проводил выставки. Они обеими руками "ЗА" зимнюю выставку.




  

2 комментария:

  1. Александр, вот читаю ваши статьи и не очень понимаю.Вы говорите, что плевать хотели на обывателей и их детей, которые плевать хотели на ж.д. Ну если так, то (мой совет, который рни к чему не обязывает, но всё-таки..) забейте вы на них. Не стоит ради них убиваться и что-то доказывать. Лично моё отношение к ж.д. - это как коллекционное хобби, на котором можно даже сделать неплохие деньги (по принципу нумизматов, ювелиров и пр.). Так вот к чему я, те, кто к ж.д. моделизму (да и моделизму вообще) подходит с этой позиции, то с теми найти общий язык просто. Кстати, ж.д. форумы к их числу не относятся. Там сидит такое быдло. Так что вот идея для размышления

    ОтветитьУдалить
  2. Вот я сейчас и стараюсь "забивать". Просто когда этим занимаешься с 1996г - выставками, мероприятиями и т.п. - очень трудно перестраиваться и осознавать, что это стало никому не нужно.
    Про всеразличные форумы. Там все же реально найти нормальных и адекватных людей. Их немного, но они есть...

    ОтветитьУдалить